Основы программирования. Урок 2.

Основы программирования. Урок 2.

Тема: Условные операторы switch (), ?:. Операции языка программирования С++. 

План:

1. Условные операторы switch (), ?:.
2. Операции языка программирования С++.
3. Операторы ввода-вывода.

Теоретическая часть

1 Условные операторы switch (), ?:

 

 1.1 Оператор switch ()

На прошлом уроке мы познакомились с условным оператором if. Он позволяет проверять несколько условий. Если условий много, то удобно применять оператор switch().

 

Синтаксис данного оператора следующий:

switch(переменная)
{
case константа1:
<операторы>
break;
case константа2:
<операторы>
break;
default:
<операторы>
}

 

Данный оператор последовательно проверяет равна ли переменная, стоящая после switch константам, стоящим после слова case. Если переменная равна константе, то выполняются действия, стоящие соответствующей секции. В конце каждой секции, которая начинается ключевым словом case, ставится оператор break . Ветку default можно не описывать. Она выполняется, если ни одно из условий не удовлетворено.
Ниже показан пример использования оператора switch().

 

 switch(x)
{
case 1 : cout<< «Один»;break;
case 2 : cout<< «Два»; break;
default : cout<< «Не один и не два»;
}

 

Важно отметить, что данный оператор может производить выбор только если аргумент равен одному из перечисленных значений case, т.е. проверка выражений типа x

 

1.2 Оператор ?:

Оператор ?: по смлу аналогичен оператору if…else, но имеет более короткую запись. Обычно он используется как часть более крупного выражения, когда использование оператора if…else нецелесообразно.

Оператор имеет следующий синтаксис:
(Условие) ? (выражение1):(выражение2)

Если условие истинно, то выполняется выражение1, а если ложно, то выражение2.

Пример.
(x>y) ? (k =5):(k=10);
или
k=(x>y)?(5):(10);
Если x>y, то переменной k присваивается значение 5, иначе 10.

 

2 Операции языка программирования С++

 

Математические операции:
* — Умножение
/ — Деление и целочисленное деление нацело
% — Деление по модулю и остаток от деления
+ — Сложение
— — Вычитание

/ — деление. Если с обеих сторон от этого знака стоят целые величины, он означает целочисленное деление. Если в результате такого деления получается остаток, он отбрасывается от результата. Для того, чтобы после целочисленного деления получить вещественное значение необходимо в скобках перед одним из операндов указать вещественный тип.

Например:
cout<<20/5<<» «; //4 (остатка нет)
cout<<5/2<<» «; // 2 (остаток отброшен)
cout<< (float) 5/2<<» «; // 2.5 (вещественный результат)

% — выделение остатка при целочисленном делении. Эта операция требует, чтобы с обеих сторон от ее знака стояли целые величины.

Например:
cout << 10%3 << » >; // 1 (остаток)

= — присваивание. Переменной слева присваивается значение, стоящее справа. 
A=5; //переменной A присваивается значение 5.
В одной строке может стоять несколько операторов присваивания =.
Пример.
a=b=c=d=3;
Операция выполняется справа налево, поэтому первой значение 3 получает переменная d, затем с, b и а.
a=a+5; — Текущему значению переменной a добавляется 5 и результат присваивается этой же переменной а. Иначе это действие можно записать как а+=5.
Для увеличения или уменьшения на 1 можно использовать запись a++ (инкремент) и а— (декремент) соответственно.

 

Операции отношения:
= = — Равно
> — Больше
< — Меньше
>= — Больше или равно
<= — Меньше или равно
!= — Не равно

 

Обратите внимание, знак = не используется как знак сравнения! Это знак присвоить значение.

 

На рисунке 1.1 изображена таблица приоритетов операций в С++.

Рисунок 1.1 — Таблица приоритетов

 

3 Организация ввода-вывода
Для вывода строки на экран используется объект cout и оператор <<
Ввод-вывод данных в языке C++ осуществляется либо с помощью функций ввода-вывода prinf(), scanf(), либо с использованием потоков. Мы будем использовать потоковый ввод-вывод. т. к. он удобнее в использовании. Для использования потокового ввода-вывода необходимо подключить заголовочный файл iostream, и пространство имен std:

#include < iоstream >
using namespace std;
Вывод данных на экран осуществляется с помощью объекта cout и операции <Например:
сout<< «Hello world»; // в консоль выводится Нello world
int i=10;
cout<< i; // в консоль выводится 10.
Если нужно вывести несколько переменных или текст и переменные, то они разделяются операцией <<.
Например:
сout<< «i=»<< i; //в консоль выводится i=10.
Для перехода на следующую строку добавляются символы перевода строки « »:
сout<< «i=»<< i << « »;
Значения переменным можно задавать с помощью объекта cin и операции >> . Если необходимо ввести значения нескольких переменных, то нужно написать cin>>x>>y>>z;.
Например:
cout<< «Введите значение а=»; //вывод текста на экран
сin>>a; // с клавиатуры вводится значение переменно a и нажимается enter

Практическое задание

1. Написать программу, которая выводит название дня недели по его номеру. 

#include <iоstream>

using namespace std;

int main()
{
int x;
cout<< «Ведите номер дня недели»;
cin>>x;
switch(x)
{
case 1 : cout<< «Понедельник»;break;
case 2 : cout<< «Вторник»; break;
case 3 : cout<< «Среда»; break;
case 4 : cout<< «Четверг»; break;
case 5 : cout<< «Пятница»; break;
case 6 : cout<< «Суббота»; break;
case 7 : cout<< «Воскресенье»; break;
default : cout<< «Такого дня нет. Введите другое число»;
}
return 0;
}


Учебная программа курса BotBase

Центр робототехники "BOTEON".
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: