Урок 4. Основы программирования

Урок 4. Основы программирования

Тема: Одномерные массивы. Структуры.

 

План:

  1. Одномерные массивы

  2. Структуры

 

Теоретическая часть

 

  1. Одномерные массивы

     

Простые переменные имеют свое имя и значение. Если имеется много однотипных переменных, их можно объединять одним именем, а к каждому элементу обращаться по его порядковому номеру. Такая форма хранения данных называется массивом. Массивы позволяют компактно проводить различные операции над этой группой элементов.

Массив — именованная последовательность однотипных элементов, расположенных в памяти непосредственно друг за другом, доступ к которым осуществляется по индексу.

В отличии от объявления переменной, при объявлении массива после его имени добавляются квадратные скобки, в которых указывается количество элементов массива — его размерность.

 

Синтаксис объявления массива:

имя_типа имя_массива[размерность];

 

Например:

int а [10]; // описание массива, состоящего из 10 элементов

 

Элементы массива нумеруются с нуля. Инициализирующие значения для массивов записываются в фигурных скобках.

 

Примеры инициализации массива:

 

1) При объявлении:

 

int a[5]={2,4,1,3,7};

 

Если в фигурных скобках указано меньше значений, чем размерность массива, то недостающие элементы будут равны 0.

 

2) В программе:

 

a[0]=2;

a[1]=4;

a[2]=1;

a[3]=3;

a[4]=7;

 

3) Ввод значений с клавиатуры с использованием цикла.

 

for (int i=0;i<5;i++)

{

cout<<”введите значение а[“<<i<<”]”;

cin>>a[i];

}

 

  1. Структуры

     

В отличие от массивов, которые содержат элементы одного типа, структуры могут которые могут быть разных типов.

Структура это множество, состоящее из нескольких элементов, каждый из которых может иметь свой тип.

Каждый элемент структуры называется полем. Для создания структуры необходимо сначала создать для нее свой тип данных, а затем объявить переменную этого типа.

 

Пример.

struct human // имя структуры

{

char name[25]; //названия полей

int age;

char gender[7];

};

 

human D; //объявление переменной типа структура.

 

Обращение к полю структуры происходит с помощью операции “.”.

 

В общем виде: имя_переменной.имя_поля

Пример: D.name — обращение к полю name.

 

Методы инициализации структуры:

 

  1. При объявлении.

Значения задаются после имени переменной в фигурных скобках через запятую.

 

human D= { “Даша”, 16, “женский” };

 

  1. В программе

 

D.name = “Даша”;

D.age = 16;

D.gender = “женский”;

 

Переменная D содержит информацию об одном человеке. Для задания информации о нескольких людях можно использовать массив структур. В примере ниже создадим массив структур human, который будет содержать информацию об учениках группы.

human D[3]; /*объявление переменной D, которая будет содержать информацию о трех учениках группы.*/

 

Практическое задание

  1. Написать программу, содержащую имя, возраст и пол ученика группы. Вывести количество людей, старше N лет.

#include <iоstream>

#include <stdlіb.h>

using namespace std;

struct human {

char name[20];

int age;

char gender[10];};

int main()

{

 

human group[3];

for (int i=0;i<3;i++)

{

cout<<«Имя «<<i+1<<«-го ученика: «;

cin>>group[i].name;

cout<<«Возраст «<<i+1<<«-го ученика: «;

cin>>group[i].age;

cout<<«Пол «<<i+1<<«-го ученика: «;

cin>>group[i].gender;

}

system(«clear»);

for (int i=0;i<3;i++)

{

cout<<group[i].name<<» «<<group[i].age<<» «<<group[i].sex<<» «;

}

int p;

cout<<«Введите возраст «;

cin>>p;

cout<<«Ученики старше «<<p<<» лет: «;

for (int i=0;i<3;i++)

{

if (group[i].age>p)

cout<<group[i].name<<» «;

}

 

return 0;

}

 

Домашнее задание

1. Дан массив А[N]. Найти удвоенную сумму элементов, являющихся одновременно положительными и кратными 5.

2. Написать программу, содержащую следующие поля: Название города, страна, в которой он находится, население города. Вывести названия городов:

а) с населением более n человек;
б) находящиеся в стране country.
Реализовать меню, содержащее следующие пункты:
1 — выборка по количеству человек
2 — выборка по стране
3 — выход из программы.


Учебная программа курса BotBase

Центр робототехники "BOTEON".
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: